Доступная среда
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в МАДОУ «Березка» на 2023-2030 годы (Приложение к приказу МАДОУ "Березка" № 148 от 17.08.2023г.)
- Приказ МАДОУ "Березка" "Об утверждении Порядка предоставления муниципальных услуг для детей инвалидов и инвалидов в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма "Березка" от 11.01.2016г. № 1 (без приложений)
- Порядок предоставления муниципальных услуг для детей инвалидов и инвалидов в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма «Березка» (приложение 1 к приказу № 1 от 11.01.2016г.)
- Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов (приложение 2 к приказу № 1 от 11.01.2016г.)
- Перечень выполненных работ для приведения здания МАДОУ «Березка» в соответствии с требованиями по обеспечению доступности для детей инвалидов и инвалидов
- Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ "Березка"
! Локальные акты, регламентирующие деятельность психолого - педагогического консилиума:
Приказ "Об организации деятельности психолого - педагогического консилиума в МАДОУ "Березка"на 2024-2025 уч.гг.
Положение о психолого - педагогическом консилиуме МАДОУ "Березка"
План работы психолого - педагогического консилиума МАДОУ "Березка"на 2024-2025 уч.гг.
! Консультационный пункт МАДОУ "Березка"
! Приказ МАДОУ "Березка" от 29.04.2019г. № 90 "О внесении изменений в паспорт доступности МАДОУ "Березка" (Лист актуализации от 29.04.2019г.)
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Березка» объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 28 (тит. лист, стр. 26)
Ранняя помощь
План-график проведения мероприятий по обучению родителей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет и нуждающихся в ранней помощи, детей инвалидов с различными нарушениями, детей с расстройствами аутистического спектра и иными ментальными нарушениями, основам взаимодействия с детьми указанной категории на 2024-2025 учебный год
Материалы по ранней помощи детям и их семьям:
Консультация "Методы и приёмы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация «Играем и развиваем детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подборка игр "Пока мама на кухне"
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудована группа № 5 по адресу: МАДОУ "Березка", корп.1, ул. Набережная, д. 6, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Инвалидами и лицами с нарушениями слуха, зрения, с нарушениями умственного развития могут использоваться все имеющиеся группы.
Групповые помещения оборудованы современной мебелью и игровым оборудованием. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно-гигиеническим нормам, технике безопасности и принципам психологического комфорта. Развивающая предметно-пространственная среда в группах учитывает направления развития и образования, возрастные и индивидуальные потребности детей.
Групповые помещения изолированы, принадлежат каждой возрастной детской группе
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды отвечает эстетическим требованиям, привлекательно для детей, побуждает их к активному действию.
- Группы оснащены детской мебелью в соответствии с возрастом и требованиям СанПиНа, шкафами для учебно-методических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями.
- Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО.
- Имеются дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
- Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте, плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий, растений.
- Магнитофон, аудиозаписи, телевизор
- Детская мебель для практической деятельности
- Книжный уголок
- Уголок для изобразительной детской деятельности
- Игровая мебель.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа», «Аэропорт», «Речной вокзал», «МЧС»
- Природный уголок
- Конструкторы различных видов
- Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото
- Развивающие игры по математике, логике.
- Различные виды театров.
Приемная (раздевалка)
- Информационный уголок
- Выставка детского творчества
- Наглядно-информационный материал для родителей
Спортивный уголок: физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, кольца и кубики; атрибуты, маски для подвижных игр, спортивных упражнений
Объекты для проведения практических занятий
Сенсорная комната. Эффективность функционирования сенсорной комнаты МАДОУ «Березка», базируется на соответствующих требованиях организационного обеспечения, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. Сенсорная комната является оптимальным комплексом воздействия на все органы чувств и нервную систему человека, снимающим нервное напряжение и стресс, формируя ощущение покоя и безопасности. Сенсорная комната располагается на третьем этаже детского сада, предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников от 3 до 8 человек. Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием, интерактивными сенсорными панелями, зеркальными шарами и световыми пушками, ультрафиолетовым оборудованием и аксессуарами, безопасными зеркалами, пузырьковой колонной, приборами с фибероптическими нитями, различными тактильными панелями, сенсорными дорожками, световыми фонтанами. Имеются сухой бассейн и мягкие пуфы.
Музыкальные залы – это светлые и просторные помещения, предназначенные для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, а также для проведения праздничных мероприятий — утренников, досугов и развлечений. Оснащены современными музыкальными инструментами, имеется мультимедийное оборудование, электронное пианино, телевизор.
Игротека с материалами М. Монтессори. Игротека – то место, где ребенок может активно действовать. Все материалы в игротеке служат тому, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.
В игротеке 1 раз в неделю проводятся игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста.
Компьютерный класс. Целью использования компьютеров в ДОУ является развитие способностей детей дошкольного возраста через развивающие компьютерные игры. Компьютерный класс служит для проведения образовательной деятельности по обучению основам компьютерной грамотности у старших дошкольников.
Комната для игры в шахматы. Данная комната предназначена для обучения детей игре в шахматы и закрепления навыков игры. В этой комнате проводятся как занятия, так и турниры по игре в шахматы и шашки. Турниры организовываются как между детьми ДОУ, так и между родителями и сотрудниками дошкольного учреждения.
Изостудия. Главной целью занятий в изостудии является формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. В изостудии проводятся изо инструкторами как НОД (непосредственно-образовательная деятельность) по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Березка», так и в вечернее время платные дополнительные образовательные услуги студии «Югорский колорит» и «Все краски севера».
Библиотека. Приобщение дошкольников к книге. Поддержка и пропаганда чтения, как важнейшего элемента культуры, источника духовного воспитания, интеллектуального обогащения и творческой активности. При посещении библиотеки ДОУ педагогами проводятся с детьми литературные чтения, викторины, беседы. Вечера сказок и загадок, что способствует развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Музей «Мув анки» Музей и его среда используется педагогическими работниками дошкольной организации в виде: музейных занятий, экскурсий (организует музейный руководитель – инструктор по труду). Содержит выставочный материал (музейные экспонаты) для рассматривания, изучения, организации игровых заданий. При посещении комнаты дети в игре, в специально созданных игровых ситуациях, на практических упражнениях закрепляют полученные знания.
Комната ОБЖ Организация посещения детьми комнаты ОБЖ является формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. При посещении комнаты дети в игре, в специально созданных игровых ситуациях, на практических упражнениях закрепляют полученные знания.
Библиотека
Библиотека в детском саду располагается в отдельном кабинете.
Доступ в библиотеку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.
Весь книжный фонд ДОУ включает в себя:
- Детская литература: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- Книги для педагогов (методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.
В методическом кабинете образовательной организации для педагогических работников создана библиотека методической литературы по всем направлениям развития детей дошкольного возраста, в том числе для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, имеется доступ в сети "Интернет".
В группах созданы микроцентры «Книжный уголок», с целью формирование умения самостоятельно работать с книгой, «находить» нужную информацию:
- Литературный стенд с оформлением (портрет писателя, иллюстрации к произведениям)
- Детская художественная литература (в соответствии с возрастом детей)
Спортивные объекты
Специально оборудованных объектов для проведения занятий физкультурой, спортивными упражнениями, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; лица с нарушениями слуха, зрения, с нарушениями умственного развития – посещают все имеющиеся спортивные объекты ДОУ
Бассейн (МАДОУ "Березка", ул. Набережная, д.6)
Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани, усиливается работа легких. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела, а также радость для детей при общении с водой. Занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Помещение бассейна предназначено для поочередного использования группами ДОУ для занятий плаванием. Помещения бассейна, их рациональная планировка и эксплуатация соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: душевые и раздевалки для мальчиков и девочек, чаша бассейна.
Спортивные залы предназначены для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, что способствует оздоровлению, сохранению и укреплению здоровья детей, а также повышению их двигательной активности. Комфортность и безопасность оборудования и игровых материалов помогает детям уверенно чувствовать себя в спортивном зале.
Динамический зал предназначен для проведения динамических часов, а также проведения физкультурно-оздоровительной работы во время отсутствия прогулки в связи с низкой темперой воздуха.
Тренажерный зал оснащен детскими тренажерами. Все тренажеры специально разработаны для детей, сделаны из безопасных материалов, выполнены в привлекательном дизайне и расцветке, имеют прочную устойчивую конструкцию.Основная цель занятий в тренажерном зале – это укрепление сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата и формирование правильной осанки у дошкольника.
Физкультурно-оздоровительные тренажеры при систематическом использовании являются надежным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей в ДОУ. Тренажеры и тренировочные устройства являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий гимнастикой, бегом и другими видами эмоциональнее и разнообразнее.
Спортивные площадки с модульным резиновым покрытием (ул. Набережная, д. 55) соответствует современным условиям для развития и популяризации массовых видов спорта среди детей дошкольного возраста, а также в повышение его роли во всестороннем и гармоничном развитии личности. Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники, массовые спортивные игры соревновательного характера: футбол, волейбол, баскетбол.
Прогулочные площадки оснащены современным игровым оборудованием. На площадках установлены малые архитектурные формы: беседки, домики, автомобили, скамейки. Особенно привлекают детей красочные песочные дворики, машины, корабли, паровозы, которые являются отличным развивающим пространством. Игровые постройки на участке ориентированы на любой возраст и не только активизируют двигательную активность воспитанников, но и способствуют развитию креативности в игре, расширению кругозора, формированию социальных навыков. Игровое оборудование на детских площадках обеспечивает разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое и игровое.
Средства обучения и воспитания
Кабинет учителя – логопеда. Основным назначением логопедического кабинета в ДОУ, является коррекция речевых нарушений речи у детей. Ежедневно учителем-логопедом проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия; консультационная работа с родителями, обследование и диагностика речи детей. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 3-6 рабочих мест для занятий с детьми. Кабинеты оснащены современной мебелью (столами и стульями), магнитной доской, наглядными пособиями, методическим материалом и оборудованием, аппаратно-программным комплексом БОС «Логотерапевтический», персональным компьютером, имеется зона для развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития речевого дыхания.
Кабинет педагога-психолога – специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. А также, это – часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. Кабинет зонирован на функциональные блоки: рабочее место педагога-психолога, оборудованное письменным столом и компьютером, мягкая зона для консультативной работы с родителями, педагогами, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, малоподгрупповой работы с детьми.
Кабинет оснащен современной мебелью, аппаратно-программным комплексом БОС по психоэмоциональной коррекции, наглядными пособиями, дидактическими играми, методическим материалом, что в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО, способствует всестороннему развитию дошкольника, а также эффективной организации работы с родителями и педагогами ДОО.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МАДОУ "Березка" не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение. Лестницы Учреждения имеют закругленные ступени. Имеется пандус.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Перечень выполненных работ для приведения здания МАДОУ «Березка» в соответствие с требованиями по обеспечению доступности для детей инвалидов, детей с ОВЗ и инвалидов
Специальные условия питания
Организация питания воспитанников в ДОУ полностью возложена на дошкольное образовательное учреждение.
В МАДОУ «Березка» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не практикуется.
! Организация питания осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Законом РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,
- СанПиН СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”
Санитарные правила СанПиН 2.3/2.4. 3590-20 (Постановление Главного госуд. санитарного врача РФ от 27.10.2020г. № 32) (требования к организации питания)
Приказ Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ от 11.03.2012 № 213н/178 “Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений”
Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 “Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах” и другими муниципальными и локальными нормативными актами, документами. Поставка продуктов питания осуществляется на основании Договоров. Вся пищевая продукция, поступающая в ДОУ имеет сертификаты соответствия, подтверждающие их качество и безопасность.
!В МАДОУ «Березка» организовано индивидуальное питание детей с пищевой аллергией (в соответствии с локальными актами ДОУ):
- Положение об организации питания детей раннего и дошкольного возраста, посещающих МАДОУ "Березка" от 03.03.2021г. (п. 2.13; п. 2.14);
- Заявление родителей
Все дети перед приемом в ДОУ проходят медицинскую комиссию в поликлинике и получают медицинскую справку, в которой указывается наличие у ребенка хронических заболеваний, в том числе и пищевой аллергии. Ребенку-аллергику выдается справка для предоставления в ДОУ с указанием полного перечня продуктов, которые необходимо исключить из его питания. При наличии справки в дошкольном учреждении в соответствии с распоряжением руководителя ДОУ составляется отдельное индивидуальное меню (с указанием замены блюд) для ребенка с диагнозом «Сахарный диабет» или ребенок-аллергик с учетом диагноза и перечня продуктов, которые необходимо исключить из его питания.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинские услуги воспитанникам МАДОУ "Березка", в т.ч. детям с ОВЗ небольшой и средней тяжести, организуются и оказываются медицинскими работниками БУ «Когалымская городская больница»: врачом-педиатром, медицинской сестрой на основании Договора № 2017-37/14 от 01.01.2017г.
Медицинские услуги включают в себя консультативные и лечебно-профилактические мероприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ и направленным на раннее выявление, профилактику и лечение нарушений здоровья, обусловленных как заболеваниями, так и пограничными состояниями организма ребенка. Медицинские услуги проводятся как на территории МАДОУ «Березка», так и на клинической базе БУ «Когалымская городская больница».
Основными направлениями деятельности дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников являются:
- медицинское обслуживание детей
- реализация оздоровительных программ, передовых медицинских технологий;
- проведение углубленных осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий, регламента учебных занятий, режима дня;
- организация и обеспечение полноценного питания воспитанников;
- совершенствование физического воспитания детей;
- динамический контроль здоровья каждого ребенка, проведение ранней коррекции отклонений в развитии;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам укрепления здоровья, социальной адаптации детей.
Доступ к информационным системам
Доступ воспитанников МАДОУ "Березка", в т.ч. детей-инвалидов и лиц с ОВЗ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работниками и специалистами. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой ДОУ.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено, так как в детском саду отсутствуют дети-инвалиды, которым требуются специальные технические средства обучения.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ "Березка" не предусмотрено